Статьи

К дефектам сварных швов относится

Виды дефектов сварных швов, а так же способы их устранения

Недостатки бывают нескольких видов. внешние и внутренние. Внешними являются недостатки, которые можно отыскать зрительно при осмотре сварочного шва. Внутренние недостатки, напротив, находятся снутри сварочных соединений и их можно узреть только после дефектоскопии, включая рентген, а так же механическую обработку. Недостатки бывают допустимыми и не допустимыми, зависимо от требований, предъявляемых к сварочным соединениям и конструкции в целом.

Вобщем, исходя из самого определения, любые недостатки являются недочетами и требуют их полного устранения либо же сведения к минимуму как их количества, так и размеров. Так как недостатки сварных швов являются предпосылкой, в итоге которой увеличивается риск поставить под опасность стабильность соединения и функциональность сварной конструкции, есть ряд операций, чтоб их убрать.

Для того чтобы свести к минимуму вероятность появления дефектов нужно обязательно учитывать:

К внешним недостаткам относятся нарушения геометрических размеров (подрезы, наплывы), непровары и прожоги, незаваренные кратеры.

Основной предпосылкой непроваров является неудовлетворительный сварочный ток, так как он в основном оказывает существенное воздействие на проникновение в металл. Устранение изъянов этого вида обычно происходит методом увеличения мощности сварочной дуги, уменьшением длины дуги, также повышением её динамики. Также предпосылкой непроваров может быть большущая скорость сварки либо же неудовлетворительная подготовка кромок сварного соединения.

Также предпосылкой непроваров может быть большая скорость сварки либо же неудовлетворительная подготовка кромок сварного соединения.

дефект, сварной, относить

Подрезом обычно именуют недостаток в виде канавки в главном металле по бокам сварочного шва. Это более всераспространенный недочет при сварке тавровых либо же нахлесточных соединений, но может также появиться и при сварке стыковых соединений. Данный вид недостатка обычно вызван некорректно подобранными параметрами, в особенности скоростью сварки и напряжением на дуге.

При угловой сварке (например, при сварке длинноватых швов при сварке балок) подрезы довольно нередко возникают из за того, что сварочная дуга ориентирована больше на вертикальную поверхность. Расплавленный металл стекает на нижнюю кромку и его не полностью хватает для наполнения канавки.

При очень высочайшей скорости сварки, а так же завышенном напряжении, сварной шов появляется «горбатым». Из-за резвого затвердевания сварочной ванны, в данном случае также образуются подрезы. Уменьшение скорости сварки потихоньку уменьшает размер подреза и в конечном итоге избавляет этот недочет.

На подрезы оказывает существенное воздействие также длина сварочной дуги. При очень длинноватой сварочной дуге ширина шва увеличивается, тем увеличивая количество расплавленного основного металла. Так как при увеличении длины дуги тепловложение остается прежним, его просто не хватает на весь сварочный шов, кромки стремительно остывают, образуя подрезы. Уменьшение длины дуги не только лишь устраняет от подрезов, да и наращивает проплавление, а так же избавляет такие недостатки, как непровар.

Этот дефект возникает в итоге натекания присадочного материала на основной металл без образования сплавления с ним. Обычно предпосылкой этого недочета является некорректно подобранные режимы сварки, а так же окалина на свариваемой поверхности. Подбор правильного режима (соответствие сварочного тока со скоростью подачи присадочного материала, возрастание напряжения на дуге) и преждевременная чистка кромок избавляют возникновения наплывов.

Данный недочет. отверстие насквозь в сварочном шве. В главном причинами прожога являются сравнимо большой ток, неспешная скорость сварки либо же сравнимо большой зазор меж кромками сварного соединения. В итоге происходит прожог металла, также утечка сварочной ванны.

Снижение сварочного тока, ускорение сварки и соответственная подготовка геометрии кромок позволяют убрать прожоги. Прожоги представляют собой очень нередкий дефект при сварке алюминия, из-за его низкой температуры плавления и высочайшей теплопроводимости.

Кратер появляется в конце сварочного шва в итоге резкого обрыва дуги. Смотрится он в виде воронки посреди сварочного шва при его окончании. Современное сварочное оборудование имеет особенные программки для заварки кратера. Они позволяют проводить окончание сварки на пониженных токах, в итоге чего кратер заваривается.

К внутренним главным недостаткам сварных швов относят трещинкы (прохладные и жаркие), а так же поры.

Жаркие трещинкы появляются в то время, когда металл сварного шва находится в состоянии меж температурами его плавления и затвердевания. Они могут быть в 2-х направлениях. как вдоль, так и поперек сварного шва. Жаркие трещинкы обычно являются результатом внедрения неверного присадочного материала (а именно, дюралевых и CrNi сплавов), а так же его хим состава (например, высочайшее в составе углерода, кремния, никеля и др.). Жаркие трещинкы могут появиться в итоге неверной заварки кратера, из-за резкого прекращения сварки.

Трещинкы, которые возникают после того, как сварочный шов на сто процентов остывает и затвердевает, называются прохладными трещинкы. Эти недочеты также возникают тогда, когда сварочный шов не на сто процентов соответствует действующим на него нагрузкам и разрушается.

Пористость является одним из главных изъянов сварки, с которыми сталкиваются все сварщики при всех сварочных процессах. Пористость может быть вызвана засорением, нехороший защитой ванны потоком сварочного газа, маслом, краской, сваркой несопоставимых сплавов либо же даже ржавчиной и окислением металла.

Поры могут различаться по размеру, а так же, обычно, распределяются в случайном порядке по сварочному шву. Они могут находиться как снутри шва, так и на его поверхности.

Возлагаем надежды, что описанные в этой статье главные виды изъянов сварных швов и соединений, а так же методы их устранения сделают Вашу сварку качественной и высокопроизводительной. Помните, что грамотный выбор сварочного оборудования и спецтехнологии сварки имеет огромное воздействие как на весь процесс сварки в целом, так и в отдельности на каждые его составляющие.

Основные этапы и методы контроля качества сварных соединений

Чтоб свести к минимуму возможность пропустить недостаток, требуется использовать различные методы контроля сварки. Контроль должен включать в себя такие этапы:

  • Предварительный. Проверяется, сколько металла и расходных материалов потрачено.
  • Основной. На этом шаге проверяется корректность применяемого режима, работа сварного оборудования.
  • Оканчивающий. Содержит в себе не только лишь зрительный осмотр, да и лабораторные тесты, внедрение специального измерительного оборудования.
READ  Душ из пеноблоков своими руками

Зависимо от систематизации изъянов сварных соединений употребляются разрушающие и неразрушающие методы контроля. Для готовых конструкций в большинстве случаев употребляются неразрушающие методы, которые не нарушают целостность готового изделия.

Разрушающий метод почаще намного эффективнее, но может применяться только для отдельных образцов, например, если делается большая партия продукции. Разрушающий способ исследования содержит в себе механические, хим и другие виды тестов, которые приводят к нарушению целостности соединения и конструкции. Но конкретно такая проверка занимает меньше времени и позволяет поточнее найти внутренние недостатки шва.

После сварных работ и перед проверкой может потребоваться чистка сварных швов нержавейки.

Непровары

К главным недостаткам сварных швов, которые могут привести к нарушению целостности готовой детали, относится и непровар. Он появляется в этом случае, если металл заготовки не на сто процентов сплавился с наплавкой. Произойти это может при неверном выборе опций сварочного аппарата либо недостающем зазоре меж заготовками.

Кратеры

Кратер – недостаток сварного шва в виде вмятины на поверхности либо углубления. При автоматической сварке дефект кратер имеет вид канавки, идущей вдоль шва. При ручной сварке бывалые сварщики стараются убрать дефект сразу способом оплавления.

Следует упомянуть дефект, имеющий заглавие «усадочная раковина». Это отдельный вид изъянов сварки, появляющийся из-за усадки металла на шве в итоге уменьшения его объема в процессе понижения температуры уже после окончания работ.

Трещины

Недостатки сварных швов трещинкы могут создаваться уже после окончания процедуры сварки либо еще на шаге работы при высочайшей температуре, а позже уже в процессе остывания металла дефект формируются совсем. Потому они классифицируются зависимо от температуры, при которой появляются, на пылающие и прохладные.

Жаркие образуются при затвердевании металла из-за разрушения его структуры. Это происходит при неравномерной усадке прослоек полужидкого металла снутри шва в процессе остывания и попадании в материал примесей. Прохладные появляются после остывания соединения и затвердевания металла из-за остаточных напряжений.

Жаркие трещинкы не виды на поверхности, потому их нередко относят к внутренним недостаткам сварных швов. Прохладные трещинкы всегда приметны, они классифицируются как внешние недостатки сварочных швов. И если задачи на поверхности металла будут приметны, то внутренние недостатки могут быть выявлены только при исследовании готового изделия на предмет очевидных и укрытых изъянов при помощи специальной аппаратуры.

Подрезы

Подрезы очередной тип изъянов сварочных швов. Это углубления, проходящие вдоль шва, к образованию которых в большинстве случаев приводит очень большой ток, вызывающий перегрев материала. Такие недостатки при газовой сварке могут появиться при использовании высочайшей мощности. Подрезы. критический вид сварных изъянов, из-за их при эксплуатации конструкции очень нередко появляются препядствия.

Способы устранения дефектов сварных швов

Предпосылки появления изъянов сварных швов различны, но они все понижают крепкость и другие свойства соединения. Недостатки сварочных соединений делятся на допустимые и недопустимые, имеют разную степень. Перед устранением изъянов рекомендуется хим чистка сварных швов нержавейки.

Методы устранения изъянов сварных швов зависят от типа недостатка:

  • чтоб убрать прожог, сначала необходимо кропотливо зачистить шов, потом повторно подварить;
  • подрезы можно убрать наложением на шов узкого наплава;
  • если имеются непровары, шов вырезается и повторно заваривается;
  • при обнаружении трещинок требуется высверлить участок шва, очистить весь шов и проварить повторно;
  • окалина при сварке аккуратненько удаляется, и провариваются непровары;
  • кратеры вырезаются до основания металла, после этого стык сваривается поновой;
  • деформированные участки конструкции прогреваются и выравниваются;
  • если на шве имеются посторонние включения, они вырезаются;
  • недостатки электросварных швов вырезаются до основания, после этого провариваются поновой.

Для устранения разных видов внешних изъянов сварных швов используются различные способы, потому их систематизацию и выбор рационального способа лучше доверить спецам.

Наплывы

Наплывы – всераспространенные виды изъянов сварных швов. Они свойственны для сварки, проводимой в горизонтальном положении. Наплыв – наружный дефект сварных швов, при котором расплавленный металл застывает в виде бугорков. Недостатки сварного шва при наплыве могут отличаться по размеру: от одной капли до длинноватого ряда.

Такие сварочные недостатки появляются из-за очень большой силы тока, некорректно избранного угла наклона заготовки. В большинстве случаев отличия приметны еще в процессе сварки. Но если не направить на их внимания в процессе работы, дефект возможно окажется сокрытым, потому найти его будет труднее.

Методы выявления дефектов

Для определения изъянов сварных швов применяется дефектоскопическое оборудование. Только с его помощью можно выявить сокрытые виды изъянов сварки, также отнести их к допустимым и недопустимым. Для выявления вероятных изъянов сварных швов употребляются различные способы, которые включают осмотр шва, замеры, лабораторные исследования.

Осмотр позволяет выявить главные недостатки в металле шва, но без особых инструментов точно найти степень отличия от нормативов нереально. На наличие заморочек нередко указывают зрительно приметные недостатки формы шва.

Чтоб найти зрительные недостатки сварных швов, необходимо очистить их поверхность от разных загрязнений. Химическая чистка сварных швов нержавеющих сталей позволяет очень точно найти наличие изъянов, которые нуждаются в устранении.

Сквозные недостатки сварных швов удается выявить благодаря испытаниям на плотность. Для этого используются способы заполнения водой, обдувания воздухом, обработки керосином.

Главные недостатки шва и сварного соединения нужно не только лишь найти с внедрением лабораторных исследовательских работ и особенных способов, да и убрать. Но это может быть только в этом случае, если структура материала не вполне разрушена плохой сваркой. В неприятном случае заготовка будет вполне уничтожена, и придется изготавливать конструкцию поновой.

Наружные сварные дефекты

К внешним недостаткам сварных соединений относят неравномерность формы сварного шва из-за неверного его формирования, подрезы шва, прожоги свариваемого металла, наплывы, трещинкы, поры и другие недостатки, которые размещаются на поверхности металла. Они все выявляются при наружном зрительном осмотре сварного соединения. Ниже по тексту перечислены и показаны распространённые виды внешних изъянов.

Поры в сварных швах

Поры в сварных швах образуются при резвом остывании расплавленного металла из-за того, что газы, присутствующие в сварочной ванне, не успевают выйти из неё наружу и остаются в застывшем металле в виде пузырьков. Поры могут быть как внутренними сварными недостатками (схемы б) на рисунке справа), так и и внешними (схема а) на рисунке), выходящими на поверхность. Внешние поры именуются свищами.

Капиллярный контроль качества. Территория сварки

Величина пор может быть различной, от нескольких микрометров до нескольких мм. В большинстве случаев они имеют сферическую форму. Причинами образования газовых пор в сварных швах могут стать присутствие ржавчины, окалины, масляных плёнок и другие загрязнений на сварных кромках, на сварочной проволоке либо на присадочных материалах.

Причинами образования пор могут служить, также, применение мокроватых, не прокаленных электродов и флюсов, недостающая чистота защитных газов и присутствие в ней вредных примесей. Также поры появляются при очень большой скорости сварки, из-за чего газовая защита зоны сварки может стать наименее неэффективной. Поры в сварных швах возникают и при завышенном содержании углерода в составе свариваемого металла и при ошибочно подобранной марки сварочной проволоки. В особенности, если сварка делается в среде углекислого газа.

READ  Укладка ламината в шахматном порядке

Недостатки сварных швов. это, сначала, разные несплошности в металле шва, ухудшающие его качество. При оценке свариваемости стали исходят, приемущественно, из того, что металл сварного шва должен быть сплошным. И все образования, которые делают сварной шов неоднородным, принято считать недостатками. Различают последующие виды изъянов сварного шва: микро- и макротрещины (жаркие и прохладные), непровары, поры, разные включения.

Дефекты формирования шва

Недостатки формирования сварных швов появляются в неравномерности их формы (Washing machine. набросок справа). Формируются они из-за непостоянных режимов сварки, непостоянного зазора меж свариваемыми кромками и неравномерного угла скоса кромок. Несоответствие фактической формы шва требуемой может проявится вследствие неправильной техники ручной дуговой сварки, из-за неверного расположения электрода относительно сварных кромок.

Схожий недостаток может проявиться и при других видах сварки. К примеру, при автоматической сварке предпосылкой возникновения такового недостатка могут стать проскальзывание сварочной проволоки в подающем механизме, перепад напряжения в сети, попадание расплавленного металла в зазоры и др.

Подрезы сварных швов

Подрезы сварных швов формируются на поверхности соединения. Подрезы. это углубления в главном металле, расположенные по бокам сварного шва. Они возникают из-за лишне большой силы сварочного тока и из-за большой длины электронной дуги, т.к. в данном случае ширина сварного возрастает и края сварных кромок оплавляются посильнее.

При сварке угловых швов подрезы, в большинстве случаев, получаются при смещении электрода очень близко к горизонтальной стенке. При этом вертикальная стенка оплавляется быстрее, чем плавится горизонтальная и расплавленный металл стекает по горизонтальной кромке вниз. В этом случае, на вертикальной стенке образуются подрезы, а на горизонтальной. наплывы (схема б) на рисунке справа).

дефект, сварной, относить

Дефекты сварных швов. Виды дефектов сварных швов

Непровар сварного шва

Чаще всего, непровары в сварных швах происходят в тех случаях, когда между сварными кромками небольшие зазоры, при большом притуплении кромок, а также при наличии на них загрязнений, при неправильном положении электрода или сварочной проволоки относительно свариваемых кромок, при недостаточной силе сварочного тока и при завышенной скорости сварки.

Очень часто непровары образуются в корне шва (схема а) и б) ни рисунке слева и схемы в) и г) на рисунке). При автоматической сварке под флюсом непровары, в большинстве случаев, формируются в начале сварного шва. Чтобы предотвратить их появление, сварку рекомендуется производить на специальных подкладках. Непровары. одни из самых опасных дефектов для сварного соединения.

Статьи о сварке

  • Сварочные процессы
  • Ручная дуговая сварка
  • Аргонодуговая TIG сварка
  • Полуавтоматическая MIG/MAG сварка
  • 10 ошибок сварочного процесса и простые пути их решения
  • Сварочное оборудование и материалы
  • Подбор оптимального сварочного аппарата
  • Как выбрать сварочный инвертор
  • Как выбрать сварочный инвертор (продолжение)
  • Цикл сварки, ПВ
  • Сварочная горелка для полуавтомата
  • Сварочные контактные наконечники и сопла для сварки
  • Выбор сварочного защитного газа
  • Правильный выбор сварочной проволоки
  • Важное средство защиты. сварочная маска
  • Сварка металлов
  • Электродуговая сварка стали
  • Сварка нержавеющей стали
  • Сварка алюминия
  • Сварка чугуна
  • Сварка титана и его сплавов – технология и особенности
  • Сварка меди и медных сплавов
  • Автоматизация и роботизация
  • Автоматизация сварки: гибкая или фиксированная система?
  • Сварка балок
  • 5 положений при выборе, эксплуатации и техническом обслуживании сварочного позиционера
  • Задание реалистичных целей для проектов роботизированной сварки
  • Роботизированная TIG сварка
  • Технология тандем сварки
  • Промышленные роботы. Сварочные роботы в автоматизации процессов
  • Сварочные роботы и бережливое производство
  • Разное о сварке
  • Основные виды сварных соединений и швов
  • Виды дефектов сварных швов и методы их устранения
  • Электродуговая сварка труб
  • Плазменная резка металла
  • Индивидуальные средства защиты сварщика
  • Сварочная дуга и ее характеристики
  • Предназначение подающего механизма для полуавтоматической электросварки
  • Контактная сварка
  • Виды контактной сварки
  • Устройства для ручной точечной сварки

Что такое дефекты сварных швов?

Дефекты бывают нескольких видов. наружные и внутренние. Наружными являются дефекты, которые можно обнаружить визуально при осмотре сварочного шва.

Внутренние дефекты, наоборот, находятся внутри сварочных соединений и их можно увидеть лишь после дефектоскопии, включая рентген и механическую обработку.

Дефекты бывают допустимыми и не допустимыми, в зависимости от требований, предъявляемых к сварочным соединениям и конструкции в целом.

Однако, исходя из самого определения, любые дефекты являются дефектами и требуют их полного устранения либо сведения к минимуму их количества и размеров.

Так как дефекты сварных швов являются причиной, в результате которой есть риск поставить под угрозу стабильность соединения и функциональность сварной конструкции, есть ряд операций, чтобы их устранить. Чтобы свести к минимуму вероятность появления дефектов следует обязательно учитывать:

    1) Технологию сварки и квалификацию сварщика

2) Присадочный материал и свариваемый металл

3) Подготовку поверхности под сварку и защитный газ

  • 4) Режимы и применяемое сварочное оборудование
  • К дефектам сварных швов относится

    Офицальный представитель Made in Germany

    Наружные дефекты

    К наружным дефектам относятся нарушения геометрических размеров (подрезы, наплывы), непровары и прожоги, незаваренные кратеры.

    Основной причиной непроваров является недостаточный сварочный ток, так как он в большей степени влияет на проникновение в металл.

    Устранение дефектов этого вида обычно происходит путем повышения мощности сварочной дуги, уменьшением длины дуги и увеличением её динамики.

    Также причиной непроваров может быть большая скорость сварки или недостаточная подготовка кромок сварного соединения.

    • — когда сварочный шов проникает не на всю толщину металла при односторонней сварке (Washing machine. верхнюю часть на рисунке)
    • — при двусторонней сварке встык швы не стыкуются друг с другом, образуя несплавление между собой (Washing machine. нижнюю часть на рисунке)
    • — при сварке в тавр сварочный шов не проникает вглубь, а лишь цепляется за свариваемые кромки

    Также причиной непроваров может быть большая скорость сварки или недостаточная подготовка кромок сварного соединения.

    Дефекты сварных соединений

    Подрезом называется дефект в виде канавки в основном металле по краям сварочного шва.

    Это наиболее распространенный дефект при сварке тавровых или нахлесточных соединений, но может также возникнуть и при сварке стыковых соединений. Этот вид дефекта обычно вызван неправильно подобранными параметрами, особенно скоростью сварки и напряжением на дуге.

    При угловой сварке (например при сварке длинных швов при сварке балок) подрезы часто возникают из за того, что сварочная дуга направлена больше на вертикальную поверхность.

    Расплавленный металл стекает на нижнюю кромку и его не хватает для заполнения канавки.

    При слишком высокой скорости сварки и повышенном напряжении, сварной шов образуется «горбатым». Из-за быстрого затвердевания сварочной ванны, в этом случае также образуются подрезы. Уменьшение скорости сварки постепенно сокращает размер подреза и в конечном итоге устраняет этот дефект.

    READ  Чем склеить камни в аквариуме

    На подрезы влияет также длина сварочной дуги. При слишком длинной сварочной дуге ширина шва увеличивается, тем самым увеличивая количество расплавленного основного металла. Так как при увеличении длины дуги тепловложение остается прежним, его не хватает на весь сварочный шов, кромки быстро остывают, образуя подрезы. Уменьшение длины дуги не только избавляет от подрезов, но и увеличивает проплавление и устраняет такие дефекты, как непровар.

    Данный дефект появляется в результате натекания присадочного материала на основной металл без образования сплавления с ним. Обычно причиной этого дефекта является неправильно подобранные режимы сварки и окалина на свариваемой поверхности. Подбор правильного режима (соответствие сварочного тока со скоростью подачи присадочного материала, повышение напряжения на дуге) и предварительная очистка кромок устраняют появления наплывов.

    Данный дефект – отверстие насквозь в сварочном шве. В основном причинами прожога являются большой ток, медленная скорость сварки или большой зазор между кромками сварного соединения. В результате происходит прожог металла и утечка сварочной ванны.

    Понижение сварочного тока, увеличение скорости сварки и соответствующая подготовка геометрии кромок позволяют устранить прожоги. Прожоги являются очень частым дефектом при сварке алюминия, из его низкой температуры плавления и высокой теплопроводности.

    Кратер появляется в конце сварочного шва в результате резкого обрыва дуги. Выглядит он в виде воронки в середине сварочного шва при его окончании. Современное сварочное оборудование имеет специальные программы для заварки кратера. Они позволяют проводить окончание сварки на пониженных токах, в результате чего кратер заваривается.

    Разбрызгивание

    После соединения на поверхности металла часто остаются частицы грата – затвердевшего расплава, капли которого были выброшены наружу. Поскольку разбрызгивание увеличивает температуру отдельных элементов заготовки, то с ростом числа брызг растут и размеры искажений. Разбрызгивание металла не только ухудшает внешний вид сварной конструкции, но также повреждает оснастку, а иногда выводит из строя сварочные кабели.

    Включения

    Представляют собой частицы, химический состав, свойства и структура которых отличается от соответствующих показателей основного металла. Различают такие виды включений:

    • Твёрдые, различной формы; они могут иметь один или несколько острых углов;
    • Шлаковые — групповые или одиночные;
    • Флюсовые;
    • Оксидные;
    • Металлические (чаще всего это частицы металла электрода – вольфрама или меди).

    В свою очередь, включения шлака подразделяются на строчечные и линзовые; в последнем случае одна из поверхностей будет выпуклой.

    Поверхностные включения легко идентифицируются в результате внешнего осмотра. Опасность таких дефектов заключается в ослаблении прочностных свойств сварного соединения.

    Какие виды дефектов считаются допустимыми

    Объяснение допустимости отклонений свойств и размеров сварной конструкции указывается в технических требованиях на её изготовление. Рекомендуется контролировать дефектные места только в том случае, когда из-за наличия неоднородностей или несплошностей применение конструкции может быть ограничено.

    Описание видов дефектов сварных швов

    Приводится согласно принятым обозначениям Международного института сварки и требований ИСО 6520-82.

    Дефекты структуры

    К ним относят непровар металлов, образующих сварной шов, и неполное их сплавление после сварки. В результате исходный и присадочный металлы не соединяются должным образом.

    Несплавление характеризуется наличием разрывов между участками сварного шва, которые наблюдаются по боковым или торцевым зонам, в последнем случае корень шва ослабляется, а чувствительность соединения к знакопеременным нагрузкам возрастает. Разновидностью несплавления является перекрытие, которое наблюдается на верхней или нижней кромке сварного шва. При непроваре химический состав металла в зоне сварного шва является неоднородным, и не соответствует требуемой макроструктуре и механическим свойствам готового соединения. Глубина сварного шва недостаточна, что легко выявляется внешним осмотром.

    Описание дефектов сварочных соединений

    При выполнении неразъёмных соединений металлов и сплавов (особенно разнородных и трудносвариваемых) существенной проблемой, влияющей на долговечность сварных швов, является их качество. С этой целью, помимо технологических испытаний — на изгиб и удар, определения твёрдости – зону сварного шва проверяют на возможные дефекты. При этом руководствуются положениями ГОСТ 30242-97, который распространяется на все технологические процессы сварки плавлением.

    Трещины

    Наружные и внутренние трещины могут возникать повсюду: в металле сварного шва, на смежных участках или в любом другом элементе, подверженном воздействию высокой температуры сварки. Трещины имеют усталостный характер и способствуют разрушению сварной конструкции в процессе её эксплуатации.

    Данные дефекты подразделяют на четыре группы:

    • Горячие трещины. Возникают в процессе выполнения сварки или вскоре после формирования шва;
    • Холодные трещины, которые могут появиться спустя несколько часов или дней после сварки;
    • Трещины, имеющие форму кратеров. Они характерны для конечных точек зоны сплавления, когда сварщик переходит на новый участок, и собирается использовать оставшуюся часть электрода. Опасны тем, что могут вызвать лавинообразное появление новых трещин;
    • Внутренние трещины, характеризующиеся резким изменением макроструктуры зоны затвердевшего расплава. Представляют особую опасность для конструкций, эксплуатация которых будет происходить в условиях динамических и ударных нагрузок.

    Следует различать макро- и микротрещины: последние выявляются лишь при обследовании изделия под микроскопом, увеличение которого должно быть от 50 х и более. Трещины могут располагаться по оси или в перпендикулярном направлении. Холодные и кратерные трещины часто появляются в виде расходящихся лучей.

    Общие принципы классификации дефектов

    Дефекты сварных швов подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним дефектам относят неблагоприятные отклонения от микротвёрдости и структуры, которые выявлены в сварном шве. К внешним дефектам относятся те, которые выявляются визуальным осмотром. На практике основные дефекты сварного шва рассматривают и оценивают в сравнении с безукоризненно выполненными сварными швами на заготовках из тех же материалов.

    Дефекты сварных соединений

    Важным принципом классификации является характерные особенности дефектов, которые могут относиться либо к качеству выполнения шва, либо к его недопустимой форме или размерам.

    • Имеющиеся газовые включения (пузыри);
    • Включения шлака, флюса или металлических частиц;
    • Несплошности шва.
    • Искажения корня шва (подрез);
    • Трещины различной пространственной ориентации;
    • Прочие поверхностные дефекты, например, пазы от прожога, наплывы, неравномерность поверхности шва и пр.;
    • Недопустимое смещение осей свариваемых заготовок.

    ГОСТ 30242-97 устанавливает, что указанные дефекты часто бывают следствием несоблюдения технологических режимов сварки и последующей термической/механической обработки готового сварного соединения. При этом дефекты, которые могут быть обусловлены нетехнологичностью сварной конструкции, должны предупреждаться ещё на стадии опытных испытаний такой конструкции.

    Рисунки и фото конкретных дефектов обычно приводятся в текстах соответствующих нормативных документов.

    | Denial of responsibility | Contacts |RSS